Еще в 1907 году архитектор И.И. Поздеев предложил построить Музей 1812 года на территории храма Христа Спасителя — главного мемориала Отечественной войны. Он сам спроектировал для музея двухэтажное здание, которое рассчитывал поставить напротив западного входа в храм, в 64 метрах от него, напротив Лесного переулка. Музей зодчий Поздеев видел выстроенным в русском стиле XVII века, с монументальной башней в центре обращенного к храму фасада, с амбразурами, бойницами и высоким шатром по образцу кремлевских. По углам здания высились еще четыре башни. Фасад музея по замыслу Поздеева должны были украсить па-

мятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, а у храма Христа Спасителя он предлагал поставить две триумфальные колонны высотою в 11б метров, составленные из трофейных пушек, отбитых у Наполеона в кампанию 1812 года.

Другой известный зодчий той эпохи, А.Н. Померанцев, с творением которого соприкасается каждый современный посетитель ГУМа, выступил в июле 1908 года с критикой поздеевского проекта, указывая, что «русский стиль» не соответствует эпохе 1812 года. Померанцев рекомендовал оформить фасады музея в стиле ампир, более отвечавшем мемориально- героической тематике здания. Кроме того, он опасался, что здание музея нарушит планировку площади храма Христа Спасителя — и призывал разместить музей за ее пределами, предлагая даже поставить его на другом берегу Москвы-реки. Музейное здание, считал Померанцев, нужно «воздвигнуть величественно, хорошо и свободно поставленное, а не придвинутое к храму. Не стесненною должна быть и сама площадь, на которой проектировано поставить памятник героям Отечественной войны, а отнюдь не здания».

Поздеев, напротив, считал, что «чужеземный стиль empire для музея не будет соответствовать ни стилю собора, ни стилю окружающих его зданий». В итоге Комитет вернулся к первоначальному проектному месту размещения музея по соседству с храмом; в феврале 1910 года этот вариант был утвержден Николаем I. «Музей-хранилище, — говорил протокол «особого комитета», — имея духовную неразрывную связь с собором, и должен стоять как трапезная, с раскрытыми для народа дверями, против всегда открытых для посетителей дверей собора».

11    ноября 1909 года «Особый комитет» образовал при себе «Комиссию по сооружению Музея 1812 г. в Москве». Комиссия обратилась к Санкт-Петербургскому обществу архитекторов с просьбой объявить всероссийский конкурс проектов музея.