Сметная стоимость монумента составляла более 825 тысяч рублей, из которых 600 тысяч отводилось на отливку чугунных частей ворот на Александровском чугунолитейном заводе и их сборку, а остальное — на сооружение фундамента, строительство кордегардий и решетки ограды, изготовление моделей скульптурных деталей.

Дотошный и ответственный архитектор Стасов, для проверки расчетов и пропорций проекта, решил выстроить сначала деревянную модель Московских ворот в натуральную ве

личину. Эта работа была сделана за 20 дней артелью плотника Григорьева, несмотря на суровые морозы. 26 марта 1834 года император Николай I осмотрел деревянную модель ворот и высказал несколько замечаний по поводу деталей (размеров проезда, высоты аттика). Стасов со своими помощниками Е. Диммертом и И. Лукини доработал проект; окончательный вариант император утвердил 20 апреля 1834 года.

Закладка ворот состоялась 14 сентября 1834 года. Интересно, что при сооружении фундамента Московских ворот были использованы 1978 гранитных камней из Смольного монастыря, оставшихся от его недостроенной колокольни. В основание ворот положили золотые, платиновые, серебряные и медные монеты на сумму 126 рублей, плиту с памятным текстом и 22 небольших камня с инициалами архитектора и его ближайших помощников.

Строительство, а лучше сказать, сборка ворот происходила до лета 1837 года. Готовые части колонн после обязательного контрольного взвешивания на Александровском заводе доставлялись на Московское шоссе и устанавливались на постамент. 13 июля 1835 года была поставлена первая 15-метровая колонна. Последние чугунные части ворот были отлиты 27 апреля 1837 года. До августа 1838 года затянулось покрытие ворот листовой медью, их окраска и «бронзировка», Чтобы на ворота во время окраски не попадала пыль, землю вокруг непрестанно поливали водой.

Скульптурное убранство ворот первоначально также было поручено Стасову, но его карандашные рисунки «гениев и трофеев» император не одобрил. К работе привлекли скульптора Б.И. Орловского.