Неслучайно площадь храма Христа Спасителя москвичи полюбили: она, подобно площадям у городских соборов Европы, всегда была заполнена народом, здесь отдыхали на скамейках и ступенях, назначали свидания, гуляли с детьми.

Показательно, что в первые годы XX века электричеством в Москве освещались только Тверская улица, Воскресенская площадь и площадь храма Христа Спасителя. Электростанция, построенная в 1883 году для освещения Кремля и храма Христа Спасителя, и ныне сохраняется позади «Дома на набережной».

Вместе с построенным по тоновскому же проекту Большим Кремлевским дворцом храм Христа Спасителя придавал парадный облик и новый масштаб обновленному «в древнем духе» (это не парадокс) центру столицы. Отныне он господствовал в ее знаменитой панораме с Воробьевых гор. Золотой купоп храма украсил перспективы многих улиц столичного центра. Современным москвичам трудно это представить, но старые путеводители говорят, что купол храма Христа был прекрасно виден из дальних пригородов столицы — Царицына, Кузьминок.

Богослужения в соборе происходили ежедневно, после литургии в нем служился благодарственный молебен Христу Спасителю и Пресвятой Богородице. Как правило, в храме Христа Спасителя служили московские митрополиты. В часы, свободные от богослужений, храм был открыт для посещения всеми желающими. Каждый посетитель Москвы, говорят старые путеводители, считал своим долгом помолиться в храме Христа Спасителя и осмотреть его достопримечательности.

В соборе город провожал в последний путь своих выдающихся граждан — в 1893 году, например, здесь отпевали городского голову Н.А. Алексеева, убитого душевнобольным.

По воле императора и Святейшего Синода храм стал еще до освящения, с 1880 года, именоваться кафедральным собором. Причт его был приравнен к Исаакиевскому собору в Петербурге и состоял из настоятеля, ключаря, трех священников, протодьякона, двух дьяконов, 11 звонарей, архитектора и др. Храму принадлежал дом № 7 по Соймоновскому проезду, частично сдававшийся внаем.

В 1901 году при соборе был учрежден собственный хор, считавшийся в Москве одним из лучших. Среди регентов соборного хора были композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков, в храме исполнялись произведения известного церковного композитора того времени АД Кастальского.