По преданию, поселение Бутырки существовало уже в XIV столетии и принадлежало первому московскому тысяцкому (начальнику городского военного ополчения) Протасию Вельяминову. В документальных источниках первое упоминание о Бутырках («деревня Бутырки на суходоле») относится к 1623—1624 годам. Это была вогчина боярина Ивана Никитича Романова, дяди первого царя новой династии. Собственно «бутырки» — на самом деле имя нарицательное, оно обозначает небольшое, в несколько дворов, поселение, отделенное лесом или полем от близлежащего большого села или города. Топоним «Бутырки» известен, кроме Москвы, еще в нескольких русских городах. После постройки в 1646— 1647 годах деревянной церкви Рождества Богородицы Бутырки стали именовать «село Рождественное».

Военная история Бутырок началась после мирного договора с Польшей 1б5бгода, когда в село был переведен Московский выборный солдатский полк— один из первых в русской армии полков «иноземного строя», офицерами в котором были иностранцы, а рядовой состав набирали из местного населения. Согласно челобитным солдат полка, цитируемым С.К. Романюком, в 1657 году «выбраны они с разных городов в солдаты, и указано им жить в слободе Бутырках». «Выборный» в данном контексте не имеет отношения к демократическим процедурам: это означает — отборный полк, набранный из лучших, хорошо обученных солдат. Полк этот был самой старинной регулярной воинской частью русской армии: его сформировал еще в 1642 году царь Михаил Федорович. Численность полка одно время доходила до 15 тысяч человек.

В 1667 году «село Бутыркино отдано под селидьбу солдатам Матвеева полка Кравкова», то есть село было окончательно преобразовано в военную слободу. На сохранившемся чертеже 1б70года видна необычная для тогдашней Москвы вытянутая линейная застройка солдатской слободы, характерная для военных поселений всех времен и народов. Население Бутырской слободы вместе с семьями солдат и офицеров составляло 3—4 тысячи человек.

На новом месте полк, как явствует из придворных хроник 1660-хгодов, навещал царь Алексей Михайлович. Он лично проводил церемонии назначения полковых командиров и снабжал их последними новинками военно-тактической литературы: «Великий Государь изволил идти в слободу Бутыр- кину и слушал вечерню.