Архитектурная и художественная общественность города на Неве, к ее чести, не смирилась с исчезновением Московских ворот. В 1938—1941 годах был разработан проект восстановления ворот в Московском парке культуры и отдыха. Но началась Великая Отечественная война.

Когда немецкие войска подступили к Ленинграду, монумент победы в далекой войне принял непосредственное участие в обороне города. Это, пожалуй, исключительный случай

в истории памятников русской архитектуры. Тяжелые чугунные блоки Московских ворот были использованы для сооружения противотанковых заграждений Ленинграда.

И все же Московские ворота были восстановлены. В 1956 году по инициативе ленинградской Государственной инспекции по охране памятников началась разработка проекта их воссоздания. В декабре 1957 года постановление о восстановлении ворот принял Ленгорисполком.

На городских складах и в музеях стали разыскивать уцелевшие части Московских ворот. Выяснилось, что из 108 чугунных колец колонн сохранилось 65, а из 30 женских скульптур реставрировать представлялось возможным только 13 Недостающие, в прямом смысле слова погибшие на войне их части были вновь отлиты на Кировском заводе, и в 1958— 1961 годах мемориальный памятник был вновь поставлен на сохранившемся старом фундаменте на Московском проспекте по проекту архитекторов И.Г. Капцюга и Е.Н. Петровой.

Храм Христа Спасителя на Водах, несомненно, выделялся из череды памятников боевой славы русского оружия.

Во-первых, редкой красотой и художественной целостностью: его прототипом послужили прославленные памятники древнерусского зодчества — Дмитриевский собор во Владимире и храм Покрова на Нерли. Однокупольный златоглавый храм, с тремя закомарами, завершавшими плоскости стен, с аркатурно- колончатым поясом и резными украшениями стен и барабана, облицованный белым старицким камнем, представлял собою тонкую стилизацию на тему древности.