Однако ход этих работ, «восстановление» древней живописи, непоследовательное выполнение решений комиссии стали вызывать споры. В 1917 г.

А.В. Щусев и И.Э. Грабарь выступили против прописей, золочения и покрытия олифой. 20 марта 1918 г. комиссия была распущена, а работы по реставрации Успенского собора прекращены.

Хотя в методике работ 1913-1917 гг. присутствовали положения, неприемлемые с точки зрения современной научной реставрации, что вызвало последующие критические оценки, тем не менее для своего времени реставрация Успенского собора была настоящим событием и вызвала большой интерес: выявленная древняя роспись и раскрытые под позднейшими записями иконы не только позволяли воссоздать настоящий облик памятника, но также заставляли пересмотреть существовавшие тогда взгляды на историю русского искусства.

Императорского Московского археологического общества в Высочайше учрежденной Особой комиссии по реставрации Большого Московского Успенского собора, доложенного в заседании общества 26 ноября 1910 г.»

Прошло около 15 лет после ремонта и реставрации Успенского собора, и этот важнейший художественный и исторический памятник Древней Руси — свидетель ее бедствий и величия — снова нуждается в значительных работах по приведению его в порядок. Соответствующее по сему делу положение Совета министров было 21 апреля 1910 г. удостоено Высочайшего утверждения. Таким образом, Особая комиссия ко времени ее работы была со- организована в следующем составе:

По Высочайшему повелению 11 июня того же, 1910 г. председателем Особой комиссии по реставрации Собора был назначен сенатор князь АА Ширинский-Шихматов1.

Членами комиссии были представители: от Техническо-строительного комитета Хозяйственного управления при Св. Синоде — профессор архитектуры, действительный статский советник A.Н. Померанцев; от Московской Св. Синода конторы — прокурор конторы, действительный статский советник Ф.П. Степанов.