Каждый возраст носит в себе те же силы умственные и нравственные, как и у отдельного человека. Ребенок — первая пора в развитии понимания, сознания, когда человек творит себе образы, так как без образов он не может ничего понимать. Все невидимое он населяет образами, но не иначе как теми, что у него есть перед глазами или какие существуют в его отношениях социальных. Он как ребенок создает невидимого отца, как раб создает господина, которому и приписывает все непостижимое в мире. Почему гунны, Атила попали в скандинавскую Эдду, а потом из нее и в Нибелунги". Конечно потому, что он был балтийский же уроженец, знакомый очень и всему балтийскому побережью. Вовсе не калмык, а такой же боец балтийских краев именно в устьях Немана.

История литературы в ходе своего развития должна распадаться или на слои, как в развитии дерева, или на колена, как в развитии злаков и подобных растений, т.е. на особые главы. Весна настает, и все птицы пищат-поют по-своему, кто во что горазд. Не так ли и в литературе? Ведь писатели-поэты и даже ученые точно так же поют кто во что горазд, кто что любит, кому что любезно, занятно, интересно. В этой среде надо только подметить руководящие мысли, идеи и, следовательно, моды, на что явился поход, спрос или предложение. Возможно, наиболее яркое — 12-й год. Сколько патриотических стихов, ученых исторических статей в параллель современным событиям. Вспомнили и о Минине, Пожарском. Все пищали, воспевали. Это было особое колено литературы, слой ее, отличный от других таких же. Например, XYIII в. — оды. Почему оды, а не тоскливые, плачевные стихи. В этом отношении

получают свое место и все мелкие бездарные поэты и писатели. Они ведь все воспевают, изображают руководящую мысль, идею, моду на то или другое общее стремление. И в этом случае всегда есть передовики, таланты. Державин в одах, Некрасов в нытье и т.п. Пушкин что значил? Лермонтов. И каждый служил своей идее, своему времени, поставившему идею.

Нарождение идей идет очень правильно. Одна рождает другую по непреложному закону развития идей, как и в органическом мире. Очень жаль, что историки литературы совсем выбрасывают ученость и ученые работы. Они тоже идут вровень с поэтами, литераторами, романистами. Надо только их изучить.