Этот указ Синода выполнялся довольно вяло, и на страницах епархиальных ведомостей время от времени появлялись методические материалы  и выдержки из лучших приходских церковных летописей. Тем не менее в ряде российских епархий были не только составлены описания всех храмов, но и изданы отдельными книгами.

В апреле 1877 г. священник М.С. Боголюб- ский на общем собрании общества, указав на появление печатных церковных историко-статистических описаний епархий, предложил образовать при ОЛДП историко-епархиальный отдел хотя бы для составления краткого историко-статистического указателя существующих и исчезнувших церквей Московской епархии. На собраниях в последующие годы было предложено захиревший отдел иконоведения преобразовать в историкоархеологический музей. Идея воссоздать музей, но на более высокой, чем ранее, основе, была высказана и членом ОЛДП Й.Ф. Токмаковым.

Этот в будущем известный церковный историк и архивист считал необходимым образовать при обществе церковно-библиографическую комиссию и поручить последней устройство церковного историко-археологического музея Московской епархии. В этом музее, по мысли И.Ф. Токмакова, «были бы сконцентрированы все сочинения, как печатные, так и рукописные, относящиеся до описания церквей, монастырей и т.п. учреждений, находящихся в Московской епархии, а также сгруппированы были бы в снимках, копиях, моделях или подлинниках предметы древности, картины, изображены исторические события из церковной истории, а также портреты духовных лиц».

Но и это предположение осталось только благим пожеланием. Прошло более 10 лет, прежде чем были сделаны конкретные шаги к воплощению этих замыслов. Епархиальное начальство не считало нужным выделять необходимые средства, а в Обществе не нашлось энергичных организаторов этого дела. Тем не менее в 1870 — 1880-е гг. были изданы историко-статистические описания многих московских храмов. Их авторы: архимандрит Григорий (Воинов), Н.А. Копьев, Н.П. Розанов, В.Ф. Руднев и другие активно сотрудничали в ОЛДП.