Общество состояло из родичей, посему первое в нем место принадлежало старшему в роде, родоначальнику или оставшемуся после него старшему, т.е. его брату и т.д. Отсюда местничество, охранявшее родовые места. На Западе общество состояло из личностей, зависевших только от своей корпорации: рыцари, купцы, горожане, ремесленники. Родовых связей не было. Были связи корпоративные. Рыцарь был совсем свободный человек.

В поле съезжаются, родством не считаются. Значит, счеты отношений людей между собою стояли на родстве. Род господствовал как идея общества-мира, где господствовали старейшие.

Переяславский собор. Вид его внушает какое-то почтение к его формам. Видимо, что архитектурное создание было прочувствовано во всех своих размерах или пропорциях и выразило свою думу и душу о создании храма, свое понятие о его красоте, так что оно явилось своего рода художественным созданием. Такое же впечатление на меня производили степные громадные курганы, особенно Чертомлыцкий, впечатление почтительное, внушительно, как какое-либо произведение, создание самой природы, вроде Крымского мыса Айи у Балаклавы. И как игрушечный представляются почти все церкви, строенные впоследствии, за исключением архитектуры времен Василия Блаженного или первой половины XVI столетия, в которой также выражалась дума и душа строителей, самобытная дума.

По поводу Милюкова «Очерки культуры».

Вопреки его поверхностным рассуждениям государство создавал народ и всегда указывал государю, что надо было делать для государственности. Посадские Москвы учили царя, чтобы Москва стала городом. И везде мы видим, что государственное в государстве строилось взаимными усилиями правительства и народа. Царь и народ вместе заодно строили здание государства, и можно сказать, что без народного наука, требования царь и не двигался к постройке. То посад, то помещики челом били, просили устроить то или другое дело в государственных целях. Надо сличать, например, статьи Уложения с теми челобитьями, которые вынуждали к составлению статьи.