Станционные и гражданские постройки наших дорог выстроены во всевозможных и невозможных стилях без малейшей связи и определенного направления, по воле случайных для искусства строителей, видимо, без какого-то ни было художественного надзора и в большинстве случаев без участия лиц с художественным вкусом и образованием. Вследствие этого мы видим на дорогах постройки возведенные по образцу петроградских пригородных дач с безвкусными украшениями из петушков и узоров, подобных вышивкам, в стиле печальной памяти Ропета и Тона, во вкусе швейцарских шале, готических замков, немецкого ренессанса, а за последнее время сплошь применяется немецкий модерн.

Но русского стиля в верном его понимании, т.е. основанного на изучении русской допетровской старины, вы нигде не увидите. Между тем целые области коренной России и по сие время хранят чудные памятники и образцы самобытного русского зодчества. Там и поныне стоят и радуют наш взор своей чарующей красотой храмы, колокольни, монастыри и целые города-кремли. Есть у нас обширный Северный край, где еще недавно строились и созидались местными зодчими-плотниками деревянные сказочной красоты церковки, городки, избы и пр.

Наконец, как мы указывали выше, за последние десять лет возникли и создались на почве строгого изучения старины и любви к старому родному быту многие здания, например, в Петрограде: храм Спаса на водах, Федоровский храм в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала, церковь Св. Николая на 2-й Рождественской ул.; в Царском Селе: Федоровский Государев собор, великолепное здание Ратной Государевой палаты, Трапезная и поселок домов при Федоровском соборе и пр. Эти образцы русского искусства, возникшие на наших глазах, воочию доказали, что возрождение русского стиля возможно и что образцов для руководства при работе в этом направлении имеется достаточно.

В железнодорожном строительстве мы видим применение различных, случайно выбранных стилей, но не случайно постройки, отмеченные особой противохудожественностью своего вида, на обывательском языке именуются «железнодорожным» стилем.