Также эта вера существует теперь, как более совершенная, резвившаяся философским умом. А прежде и солнце и гром были богом, и множество было богов. Каждый народ творит себе бога по своему размышлению о мире земном и небесном. Религиозное творчество, в сущности, поэзия. У каждого народа было свое с заимствованиями и подражаниями у соседей. В толще тысячелетий человечество в религиозном творчестве дошло до Единого, а затем и до Сына, которому имя мировое — Любовь. История религиозного творчества ясно указывает, что Бога создал сам себе человек, и потому Бог есть, Бог существует не там, где его искал Лаплас, а существует в уме и в сердцах человечества, в чувстве. Все качества этого Бога суть качества и свойства самого человека. Он грозен и милостив, как и человек. Он наказывает, казнит за грехи, молящим подает. Однако Богу молись, а сам не плошай, говорит русская пословица, глубоко определяющая отношение к Богу. Потребности человеческой души создали фантом, дабы было возможно беседовать с ним о тех потребностях. Довольство и счастье нудят человека на благодарность. Кому? Кто это дал. А дала природа, например, изобилие плодов. Принесем молитву благодарения. Нужно, крайне нужно что-либо. Молимся о дожде, о ведре, о помощи и видим, что помощь наконец является. Господь является попросту господином, а люди его рабами, как и господствуют данные рабские отношения к Богу. В этом — новое подтверждение тому, что Бога создал по своему подобию человек.   

Моей премудрости ты тварь — как переставить Державина.

Кажется, Вольтер говорил, что если бы не было Бога, так надо было его выдумать. Верою в Бога держится весь нравственный порядок человечества. Это божественная узда для человеческого своеволия, бешеного и безобразного. Как нужен для человека Бог в безвыходном, отчаянном случае. К кому прибегнуть, кого умолять о помощи. Бог один. Относится как раб к господину или к всемогущему человеку. Из человеческой природы человек вырваться не может и потому понимает Бога как того же человека, обращается с ним как с человеком.