В училище мы с жадностью слушали рассказ старика служилого о 12-м годе. Он так настроил нас военными ужасами, что, прекратив рассказ, помолчавши некоторое время, он встал с места, дабы идти из спальни в коридор, — мы все в испуге от него бросились и разбежались, как от француза. Многие забились под кровати. Таково настройство мыслей. Все покажется, когда что-то настроился видеть. Значит, слово, внушение есть настройство мыслей. Это, конечно, особое искусство, вообще искусство фокуса и фокусника. Отвод глаз, т.е. отвод у зрителя мыслей на известный лад.

3    октября 1894 г., понедельник. В музее Само- квасов читал как бы лекцию студентам о своих курганных древностях и раскопках. Студентов собралось более ста. Пропал один экземпляр каталога.

20   октября 1894 г., четверг. В 8 1/2 часов вечера Максим пришел и сказал, что Государь скончался.

15 декабря. У великого князя. Поздравил с монаршею милостью6. Доволен. «Давно вас не видал». Я докладывал об аудитории для студентов. Не разрешил. Потом о приобретениях. Я говорил о рукописи за 280 рублей. Об орлике золотом. Он рассказывал, что в Санкт-Петербурге на него нападают, для чего ведет раскопки Кремля, что Благовещенский собор треснул, Успенский тоже. Я ответил, что рано или поздно это надо было сделать. «Вы были в Крыму?» — «Нет. Если позволите, весною подышать морским воздухом».

Беспощадная строгость закона есть только одна сторона медали. Другая, противоположная, являет неукротимый нрав, упрямый, непокорный, что должно обозначать нравственные свойства народа, любовь к независимости, самостоятельности, самобытности. И закон и сторонние наблюдатели приписывают это народному варварству, грубости, дикости, быть может, его состав заключает в себе великую силу добрых жизненных качеств. Что такое, например, раскол, как не стремление сохранить свою самость в вере, независимость мнения и убеждения. Выражается это в грубых формах, но формы изнашиваются, изменяются. Остается сущность, душа, дух, который неизменно выразится в других формах, более осмысленных и здравых.