Выводы порой получались диаметрально противоположными, и это неудивительно: начато века было временем плодотворных активных поисков, но их продолжение, не получив завершения, было оборвано революцией, а все многообещающие начинания и планы так и остались неосуществленными.

Сегодня, в конце XX в. после нескольких десятилетий полузапретного существования русское религиозное искусство стоит перед теми же вопросами, которые вставати и в начале столетия: поиски идеат. духовных истоков, гармонии и художественных ориентиров.

Немало ярких страниц в истории русского декоративно-прикладного искусства связаны с деятельностью русских серебряных дел мастеров.

В конце XIX — начале XX вв. Москва, наряду с Петербургом, являлась одним из центров ювелирного искусства. В этих городах в силу их исторического значения собирались лучшие художественные силы страны, в творчестве которых отражались и исторические события, и социально-экономические изменения в русской жизни, и поиски новых стилей. Бурное экономическое развитие, свойственное России на рубеже веков, коснулось и ювелирного производства. Еще недавно небольшие мастерские серебряного дела вырастали в фабрики с большим количеством рабочих и значительной механизацией труда, превращаясь постепенно в фирмы, акционерные общества, торговые дома и торгово-промышленные товарищества, занимавшиеся не только массовым производством изделий из серебра, как светского, так и культового характера, но и их сбытом.

С другой стороны, этот период в стране характеризовался оживлением религиозно-философских исканий, подъемом церковного строительства, а в связи с этим и возрождением религиозного искусства. Многие художники и архитекторы стремились выразить свои идеи через работы для церкви: это А.В. Щусев, ВА Покровский, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, другие известные и малоизвестные мастера.

Подъем национального самосознания, наблюдавшийся с середины XIX в., обратил взоры московских художников к древним образцам русского и раннехристианского искусства. Это составило специфику московской школы художников, которая складывалась в русле национальной традиции и которая к концу XIX — началу XX вв., восприняв идеи модерна, создала новорусский стиль.