Возникла потребность и в специальном помещении для хранения и изучения памятников, и епархиальное начальство отвело такое место в митрополичьих покоях кафедрального Чудова монастыря. 23 декабря 1870 г. комнату в обители, куда перенесли собранные памятники, освятил архимандрит Амфилохий. На иконописное собрание обратили внимание и члены августейшей семьи. В 1871 г. императрица Мария Александровна пожертвовала в отдел три древние (XVII в.) иконы — Одигитрии, Тихвинской и Святого Николая. Тогда в отделе иконоведения насчитывалось более 300 древних предметов, главным образом, икон, и это собрание по предложению того же архимандрита Амфилохия в 1872 г. было переведено в более удобное помещение Данилова монастыря. Так была положена основа фактически первого в Москве чисто церковного музея. Воодушевленные инициаторы его возникновения строили планы по развертыванию в музее научной работы. В 1871 г. Д.М. Струков обучал при музее иконописанию учащегося Садикова. А Амфилохий предложил даже открыть школу иконописания в двухэтажном корпусе Данилова монастыря, куда перемещалось собрание икон и фотоснимков.

Однако почти одновременно с этим известный благотворитель и коллекционер, московский купец Давид Иванович Хлудов заявил, что жертвует для школы иконописания свой трехэтажный дом на Большой Ордынке близ Скорбяшенской церкви. Уже были выделены и деньги на содержание иконописной школы из средств, отпускаемых на ликвидированное тогда же духовное училище Спасо-Андроникова монастыря. В школе предполагалось учить иконописанию на лучших образцах древнерусских икон, в том числе собираемых ОЛДП. Московское епархиальное училище иконописи было торжественно открыто в 1873 г.

Таким образом, в течение трех лет Общество обогатилось тремя учреждениями: отделом иконоведения, собранием—музеем древних икон и снимков и школой иконописи. Но увы, эти новые подразделения, в перспективе имевшие большое научное будущее, фактически прекратили свое существование в зародыше.