Живя с родом своим, владеющий родом своим. Это племена, но так жили и роды, семьи, чему немалым доказательством служат группы курганов, существующие рассеянно, от пяти на одном месте до 50-ти на другом и более. Каждый и небольшой род имел свое особое кладбище, причем самые большие курганы заключают в себе, по-видимому, могилы родоначальника-пра- прадеда, у которого, кроме горшка в головах или в ногах, ничего не находят. Это не доблестный воин-богатырь, а простой корень рода, возле которого покоятся и другие родители.

На Западе личность выразила себя особенно ярко в развитии христианского учения. Явился Папа, даже и непогрешимый на месте Цезаря, тоже превращавшегося в бога.

У нас религиозное развитие выразилось в общине епископов, наконец, в Синоде. Патриарх не соответствовал народным понятиям о церкви и поэтому исчез бесследно. Самодержец в понятиях народа отец-покровитель, но не цезарь.

Там господствовали идеи независимой личности, отчего являлись подвиги ее силы, каковы были ее завоевания, положенные в основу ее государственного развития. Явилось рыцарство, т.е. как цвет и плод личного развития силы и власти. Если в религиозном отделе явился Папа, как воплощение личности в делах веры и высших духовных стремлений, то в отделе частных отношений явился рыцарь как выражение личных стремлений в жизненных отношениях, создавший особый домострой своей жизни, правила и порядки личного независимого поведения.

Римская школа, римское право способствовали широкому развитию личных идей, идей индивидуальности, самости для каждого лица. У нас господствовали тесные идеи родства, родных связей и отношений, и личность, ее самость поглощалась идеями и понятиями рода, родственности отсюда явился мир, всеобщее братство. Неравенство людей состояло в неравенстве родичей: кто стар — тот отец, дядя, дед, кто молод — сын, внук, дитя. Кто ровен — тот брат. Вот из каких единиц состояло древнее русское общество.

Затем сироты, т.е. люди не имевшие рода, значения в обществе, без матери и отца, все вольные люди пред лицом государства.