Все же остальные «бангофы» строятся и будут строиться где в классике, где в итальянском ренессансе, а где и неизвестно в каком стиле.

Стили всех стран и государств насаждаются на Руси, и только своему, родному стилю, который здесь зародился и составляет одно целое со всем русским, места не находится.

Для характеристики того, как у нас решаются подобные дела, нелишне привести следующую справку. Когда возник вопрос о стиле и составлении проекта Николаевского вокзала, и после того, как были отвергнуты все конкурсные проекты, группа лиц (по существу противников русского стиля) выступила в печати с целым рядом статей с беззастенчивым указанием своих кандидатов и с непременным требованием строить в том стиле, какой наметила группа. Конечно, имена Щусева и Покровского известны русскому обществу, но давление печати на ведомство имело полный успех, и избраны были лица и проекты узкоклассического направления.

Объяснением того, что наши ведомства до сего времени не спешили применять для своего строительства русский стиль, может служить то обстоятельство, что художественное течение, поставившее себе задачей возрождение русского стиля, возникло в недавнее время.

Благодаря милостивому покровительству Государя Императора в разных отраслях нашего искусства был положен почин и оказана поддержка этому течению. Ныне стиль допетровской Руси в целом ряде исследований, реставраций, построек, изданий и пр. получил и получает все более и более полное освещение и утверждение. Возникло Общество возрождения художественной Руси, появились и начинают объединяться целый ряд художников, зодчих и прочих деятелей искусства. Одним словом, возникает целое художественное и умственное течение.

Теперь пора и тем, кто призван нести государственную работу и направлять жизнь страны. уделить внимание этому нарастающему движению, которое имеет все основания сделаться народным.

В прекрасном воззвании Общества возрождения художественной Руси совершенно правильно говорится: «Одним из наилучших средств ознакомления с искусством является наглядность».