Ровесником Московского археологического общества является незаслуженно ныне забытое Общество любителей духовного просвещения. Из его многообразной деятельности хочется

выделить работу Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии, которая занималась систематическим обследованием храмов и всех сохранившихся в них древних предметов.

Начало XX века — время создания принципов научной реставрации и первых шагов по их применению. Профессионально и систематически начинают проводиться обследования, обмеры и фиксация памятников древности, раскрытие древнерусской живописи. Осмысление ценности подлинных остатков старины, поиск баланса между сохранением и подновлением, борьба с натиском нового строительства — все это отразилось в публикуемых документах Комиссии по реставрации Московского Успенского собора и Комиссии по охранению стены Китай- города.

Помещенная в книге подборка документов дает довольно полное представление об истории создания, статусе и результатах деятельности Московского археологического института. Это учебное заведение подготовило десятки крупнейших археологов, архивистов, историков искусства и музейных работников. Издаваемый по рукописи из собрания ГИМ отчет института за 1907-1917 годы как бы подводит итог его активной и плодотворной деятельности.

Имя И.Е. Забелина — самого знаменитого историка Москвы второй половины XIX — начала XX века — не нуждается в представлении. Любителям московской истории хорошо известны его фундаментальные труды, но мало кто знает, что в Отделе письменных источников ГИМ хранятся дневники, которые Иван Егорович вел более полувека. Документ сложный, сугубо личный, написанный самобытным забелинским языком — несомненно представляет как исторический, так и чисто человеческий интерес. В предлагаемой читателю первой публикации дневников И.Е. Забелина приводятся записи завершающего периода его жизни.

Современник И.Е. Забелина, его хороший знакомый, создатель выдающегося собрания русских древностей, переданного еще при жизни Историческому музею, — П.И. Щукин успел не только написать, но и издать свои воспоминания.