Поэтому встает недоуменный вопрос, как мог он уйти от родины, от своего народа?! Говорят, что он имел мировую славу и был богат! Но был ли счастлив и удовлетворен? И умер трагически, вдали от родины, среди чужих. А был он такой родной, наш, русский!

 « Москва — носительница древнерусских преданий. Она — сердце России. Древнерусская история, можно сказать, сконцентрировалась около Москвы. Здесь сосредоточены древние храмы и памятники художественной старины. Какой богатейший материал для археологии! Здесь хранилища рукописей, архивы, музеи, собрания не только общественные, но и частные. Московское купечество искони отличалось любовью к старине, собиранием и хранением ее памятников. Москва, по представлению древнерусского человека, есть третий Рим — эти слова, сказанные на открытии Московского археологического института его директором А.И. Успенским, были близки и понятны всем знатокам и любителям московских древностей.

Сама многовековая история Москвы, тысячи ее памятников и связанные с ними предания побуждали москвичей не только гордиться этим бесценным наследием, но и спасать его от искажений и разрушения. Уже в XIX веке стали создаваться исторические, археологические, просветительские общества и комиссии, которые ставили задачу собрать, сохранить и изучить национальное достояние. Начинается период накопления знаний, собирание и исследование материала, создание коллекций древнерусского искусства.

В 1864 году графом А.С. Уваровым было основано Московское археологическое общество, которое вскоре превратилось в авторитетнейшее научное объединение подобного рода не только Москвы, но и всей России. После безвременной кончины А.С. Уварова в 1884 году его супруга П.С. Уварова возглавила Общество и руководила им до самой революции. Из отделов Общества, внесших наибольший вклад в изучение и охрану московских древностей, на первом месте стоит Комиссия по сохранению древних памятников, отчеты которой являются своеобразной хроникой сбережения московской старины.