Было чрезвычайно интересно наблюдать за Шаляпиным на репетициях, но приходится сказать, что он нечасто репетировал свою роль, как говорят, «в полную ногу» — очевидно, это для него и не требовалось. Образ Бориса, как и всякий другой из его репертуара, был уже раз и навсегда определенно и твердо выточен. Это не исключало того, что на каждом спектакле в уже сложившуюся определенную форму замечательный художник неизменно вливал новое, живое содержание, — именно в этом и заключалась покоряющая сила шаляпинского искусства. Не голос, сам по себе имеющий все необходимые достоинства, не совершенство мастерства актера, а весь комплекс данных артиста и прежде всего глубочайшее проникновение в самую сущность исполняемого образа, в его чувства, в его внутреннюю жизнь были причиной неотразимого воздействия на людей, имевших счастье слышать и видеть Шаляпина на сцене!

С некоторого времени характер Шаляпина действительно как-то обострился, что особенно выявлялось на репетициях и спектаклях с его участием. Будучи свободным от забот о себе самом, он большее внимание уделял соучастникам своим по работе. Огромное художественное чутье, требовательность по отношению к другим, иногда производившая впечатление придирчивости, до крайности накаляли рабочую атмосферу репетиций, а также и спектаклей. Обслуживающий персонал, да и многие из артистов положительно трепетали, боясь вызвать обычно бурно выражавшееся недовольство Шаляпина.

Поговаривали, что режиссерам и обслуживающему персоналу приказано ходить в мягких туфлях во время спектаклей Шаляпина, чтобы не было слышно ни малейшего шума, могущего его обеспокоить и раздражить. Не участвующим в спектакле было строжайшим образом запрещено появляться за кулисами. Повышенная ли нервозность самого Шаляпина или старания дирекции ему угодить явились причиной того, что все чувствовали нависший над головами «террор». Было непонятно, для чего нужно . создавать такую обстановку и портить праздничный подъем, сопровождавший выступления Шаляпина.

Как известно, Шаляпин часто не ладил с дирижерами. По этому поводу можно вспомнить два случая.