Мозаика, служившая в Византии и на Руси выполнению монументальных задач, становится искусством малых форм. Новый стиль оказывает влияние и на такой традиционный вид русского искусства, как резьба по дереву.

Интерес к деревянной резьбе, прежде всего поиски народных корней ее, орнаментов народного искусства, отчетливо проявился в деятельности художников, объединившихся в конце XIX в. в Абрамцевский кружок. В мастерских Абрамцева, а в начале XX в. в Талашкине возрождали народные ремесла. Выполненные с использованием фольклорных мотивов, сказочных элементов и образов, предметы прикладного искусства создавались часто по эскизам известных художников и архитекторов и были неординарны, эффектны и сразу узнаваемы. Одним из центров резьбы в России являлась Троице-Сергиева лавра. В работах этого времени отчетливо проявились характерные для начала XX в. орнаменты, использование стилистики XVII в., византиизированные элементы. Увлечение линией, ее плавностью и текучестью, виртуозная проработка деталей, приобретающих декоративный оттенок — эти черты отличают культовые предметы и религиозные сувениры. Сказывалось это влияние и на творчестве известного резчика И.С. Хрустачева.

Новую жизнь обретает искусство древнерусской эмали. Во многом это связано с деятельностью Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, где в 1902 г. была открыта эмальерная мастерская. Использование эмали в памятниках декоративно-прикладного и культового искусства создавало великолепный эффект сочетания естественного блеска металла с яркими чистыми красками эмали. Одной из наиболее выдающихся работ учащихся мастерской стало декоративное блюдо со сценами избрания на царство Михаила Федоровича Романова, поднесенное ими Николаю II в дни празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых.

Декоративно-прикладное искусство в начале XX в. было широко представлено на художественных и художественно-промышленных выставках, на страницах альбомов и периодических изданий, где новое религиозное искусство рассматривалось преимущественно с точки зрения художественной, эстетической.