В «Истории города Москвы» Забелин развивал идею, что Москва с ее постройками, хозяйством, обычаями, нравами выразила идею государственности как проявления народной жизни. Равняя всех своим деспотизмом, Москва протягивала руку народу, Москва

сила чисто народная. «Государственное в государстве строилось взаимными усилиями правительства и народа. Царь и народ вместе заодно строили здание государства, и можно сказать, что без народного наказа царь и не двигался к постройке»3.

Значимое место в русской культуре занимает самобытная и оригинальная личность Забелина, в которой сплелись традиционное народное мировосприятие, творческое осмысление европейской культуры, талант, феноменальная работоспособность, независимость взгляда, тяга к самосовершенствованию, нравственность, интеллигентная поведенческая культура.

Дневниковые записи — самое откровенное наследие историка, в них запечатлена многоплановая картина жизни России на протяжении почти 60 лет. В дневниках отразились государственные, политические события, общественное движение, взгляды российской интеллигенции, развитие исторической науки, философии, литературы, искусства, краеведения, формирование Исторического музея, бытовые картины жизни Москвы.

Материалы дневников, входящие в личный архив Забелина, состоят из тетрадей, записных книжек, отдельных листов. Начинается дневниковое повествование с 1837 г., когда 17-летний Забелин «освободился от тяжких объятий Сиротского дома» и поступил на службу в Оружейную палату Кремля. Последняя запись сделана 88-летним Забелиным в год его смерти, в 1908 г.

Стержень содержания дневников — умственный и душевный мир человека, склонного к самоанализу, становление личности ученого, круг его интересов и проблем. Мелкий канцелярский служащий, бедняк, Забелин рвался к великим свершениям: «Под гнетом замыслов несовершимых душа моя ожидает дела, как пищи, как воздуха, которым она только и может дышать» (1840-е гг.)4.

Начинающий ученый, отец семейства строил свое поведение в обществе на «любовно человеческих началах» среди «беспрерывной драки, где каждый добывает свое — кто калач, кто генеральский чин, кто звезду» (1855)5. Вся жизнь Забелина, начиная с сиротского детства, отмечена стремлением к независимости, обостренным чувством достоинства.