Среди других построек, в которых преобладала новгородско-псковская тема, хочется выделить здания Васильевского женского монастыря в Овруче (А.В. Щусев, В.Н. Максимов, 1907— 1909), храм-усыпальницу смертельно раненного на фронте Первой мировой войны князя Олега Константиновича в имении его отца, великого князя Константина Константиновича, Осташёво под Волоколамском (М.М. Перетяткович. 1915—1916) и церковь в Смоленском скиту Валаамского монастыря, также связанную с Первой мировой войной и построенную по инициативе и по эскизам великого князя Петра Николаевича (1917).

Еще одним источником вдохновения для создателей новорусского стиля была архитектура домонгольской Руси. Талантливым воплощением этих поисков стал Троицкий собор Почаевской лавры, в котором удалось воскресить суровый и могучий облик храмов Киевской Руси (А.В. Щусев, 1906—1912). Впрочем, и здесь не обошлось без «новгородского следа» — одним из прототипов был выбран собор Рождества Богородицы начала XII в. новгородского Антониева монастыря. Основной объем Пантелеймоновской церкви в одноименном монастыре г. Сумы также был решен в традициях новгородской архитектуры XII в. (А.В. Щусев, 1911). Но чаше постройки этой группы ориентировались на владимиро-суздальское зодчество XII—XIII вв. В первую очередь это петербургский Спас на Водах — храм- памятник морякам, погибшим во время русско- японской войны, силуэт и многие детали которого были заимствованы у Дмитровского собора во Владимире и у остатков палат Андрея Боголюбского в Боголюбове (М.М. Перетяткович, 1910— 1911). Удачной и практически единственной попыткой стало использование СИ. Вашковым мотивов знаменитой владимиро-суздальской белокаменной резьбы при оформлении фасадов доходного дома (Москва, Чистопрудный бульвар, 1908—1909)4. Можно найти и другие примеры применения сходной каменной резьбы: часовня на могиле Н.Л. Шабельской в Ницце (А.В. Щусев, 1906—1907), часовня над могилой певицы А.Д. Вяльцевой (Никольское кладбище Александро-Невской лавры, 1913), резные белокаменные ворота Федоровского городка в Царском Селе (С.С. Кричинский, 1914—1916).