Между тем, что может быть ближе к деревянным постройкам железных дорог, чем наше деревянное зодчество средней полосы и севера России, которое зародилось и выросло на этих местах, а следовательно, и с художественной и с технической стороны дает наилучшее решение задачи, тем более что оно наиболее соответствует окружающей природе и виду местности.

Я далек от мысли предлагать насаждение русского стиля исключительно и повсеместно. Зодчество имеет свои законы и свои незыблемые положения, вытекающие из его техники. Оно связано в своих проявлениях материалом, климатом и прочими местными условиями. Нельзя на Кавказе или в Крыму, среди гор или на берегу южного моря думать о здании в русском стиле. Но на этих же основаниях нельзя в Новгородской губернии, на Мурмане или в Ростове Великом возводить готические храмы или ставить египетские стены.

В состав железнодорожных построек по большей части входят небольшие станционные и постовые здания, жилые дома, службы, разного рода пакгаузы, сараи, склады и пр. Станции железных дорог представляют собою ряд поселков и городков, состоящих из небольших, преимущественно деревянных одно- или двухэтажных домиков. Для этого рода зданий, казалось бы, наиболее подходит образ невысоких, необширных палат, теремов и изб.

Что же мы видим в действительности: весь наш великий Сибирский путь обстроен в стиле какого-то несуществующего зодчества — модерна, железные дороги северной и средней полосы, проходящие через колыбель нашего зодчества — через древние области Московскую, Костромскую, Ярославскую, Новгородскую и пр., застроены зданиями во вкусе немецких и швейцарских домов.

Но не одни только домики и избы оставила нам наша старина. Русское зодчество дает прекрасные образцы и памятники больших сооружений, сохранившихся не в одних только церковных постройках. Достаточно указать на кремли наших древних городов, на монастырские и трапезные палаты и т.п.

Министерство путей сообщения строит и наметило к сооружению целый ряд огромных центральных вокзалов: в Петрограде, Киеве, Москве, Екатеринославле и т. д. И из всех этих сооружений

лишь один вокзал в Москве воздвигается в русском стиле, но и этим мы обязаны, как кажется, частному начинанию.