В самой их гуще, в Лаврушинском переулке расположен один из художественных центров Москвы, которому наше время придало международный масштаб — всемирно известная Государственная Третьяковская галерея. История этого крупнейшего в стране собрания живописи и графики тесно связано со старым Замоскворечьем.

Здание галереи, переданной П. М. Третьяковым в дар Москве, перестроено в 1901 —1902 годах.

Парадный фасад по древней традиции сочетает красный и белый цвета. Художник В. Васнецов — автор эпического полотна «Богатыри», хранящегося в галерее, решил фасад графично, з духе заставок древнерусских книг. Затейливая вязь дарственной надписи заполняет фриз, к килевидной «раме» герб Москвы — Георгий Победоносец, поражающий дракона, тамбур входа имеет вид трех сказочных «васнецовских» теремков. Перед ним в 1980 году установлен памятник П. М. Третьякову, созданный скульптором А. Кибальниковым.

Правое крыло галереи, выходящее фасадом к переулку, построено по проекту А. Щусева, умело включившего его в ансамбль. В последнее время здесь ведутся большие реставрационные работы. Удачно стилизована архитектура нового корпуса

Среди памятников классицизма, встречающихся в замоскворецких переулках, великолепием и размерами выделяется усадьба Демидовых в Б. Толмачёвском переулке (М»3), где ныне размещается Государственная научная библиотека им. К. Д. Ушинского. Главный дом, построенный по классическим канонам в 1770-е годы и перестроенный после пожара

около полувека спустя, расположен в глубине обширного парадною двора. Фасад здания отмечен торжественным портиком и многочисленными рельефами. Но не они придают особое своеобразие и неповторимость памятнику. Пожалуй, ни один московский дом не имеет столь богатого и пышного чугунного кружева ограды и парадных ворот, пи лоны которых к тому же оригинально декорированы тремя парами накладных чугунных пилястр с растительно- травным узором. Они были изготовлены, по всей вероятности, на заводах, принадлежавших владельцам усадьбы — богатейшим горнопромышленникам, для ограды дворца в Нескучном, откуда и были доставлены сюда. Приметный ориентир я этом уголке — церковь Николы в Толмачах, возведенная в конце XVII века наискосок от усадьбы в господствовавшем в то время стиле.