Под обильным скульптурным нарядом дома на углу улицы Богдана Хмельницкого -(№ 17) и Армянского переулка, типичном для конца прошлого столетия, угадываются благородные пропорции и почерк мастера: жилой дом был возведен в начале 80-х годов XVIII века М. Казаковым по проекту В. Баженова. В числе его владельцев были выдающийся русский полководец генерал-фельдмаршал П. Румянцев-Задунайский, прославившийся во время русско-турецкой войны, а затем его сын. известный меценат и коллекционер, основатель популярного музея, помещавшегося в Пашковом доме.

На воротах, ведущих во двор, сохранилась примечательная надпись «свободен от постоя». Она свидетельствовала о том, что владелец уплатил специальный налог, освобождавший его от обременительной обязанности отдавать часть своего дома под казарму для размещения офицеров и солдат армии.

Рекомендуем осмотреть интересные памятники, расположенные в переулках. С левой стороны в Армянском переулке, который разграничивает улицу Богдана Хмельницкого и продолжающую ее улицу Чернышевского, хорошо сохранилась постройка в стиле позднего классицизма (д. № 2). Это привольно расположившаяся усадьба со строгим шестиколонным ионическим портиком и парадным двором, отделенным от улицы решеткой ограды. На пилонах ее ворот — бронзовые фигуры львов. Построенные -позднее боковые флигели выходят торцами на тротуар. Здесь на средства богатых и знатных армян Лазаревых был открыт Институт восточных языков, сыгравший значительную роль в развитии русско-армянских связей. Здание, в котором ныне размещается постпредство Армянской С-СР, капитально отремонтировано.

Затейливо сплетающиеся переулки по сосетству — архитектурный

мир, в котором особенно широко представлен наряду с древними палатами московский классицизм. Это и городская усадьба конца XVIII — начала XIX веков (д. № 11) и расположенный рядом жилой дом (№ 13) того же времени в Армянском переулке, реставрированный комплекс древних палат XVII века в Телеграфном переулке (д. № 5, строение 4). Весьма представителен небольшой угловой дом начала прошлого века в Сверчковом переулке (№ 4). О высоком профессиональном мастерсг ве неизвестного зодчего свидетельствуют точно найденные контуры силуэта, торжественный парадный фасад с высоким шестиколонным портиком, объединившим второй этаж и мезонин; к Девяткину переулку обращен более скромный пилястровый портик.