Их неповторимей колорит определяют здания, принадлежащие нескольким эпохам жизни Арбата. Здесь можно увидеть деревянные портики и мезонины уютных особняков, затейливые вензеля и гербы на фронтонах, овальные жетоны страхового общества вековой давности.

Великолепный образец московского классицизма, соразмерная человеку городская усадьба расположена на ул. Веснина (д. № 9). Просторный деревянный дом построен в 1822 году для участника Отечественной войны 1812 года А. Поливанова. Позже здесь жил знакомый А. С. (Пушкина — С. П. Жихарев. Фасад с высокими окнами парадного этажа с мезонином украшает мощная дорическая колоннада, несущая карниз с консолями оригинальной формы. Сохранилась первоначальная планировка дома и частично — отделка интерьеров. Редчайший образец той эпохи — деревянный дом на улице Танеевых (№ 5). Впечатляющая строгостью пропорций и декором уютная одноэтажная постройка с мезонином — имитация в дереве и гипсе каменной архитектуры ампира, подчеркнутая такими деталями, как замковые камни с львиными мордами, рельефы грифонов,  нижнего этажа.

Впечатление монументальной каменной постройки создает и деревянный дом на улице Рылеева (№ 15). Линии рустовки нанесены на покрывающий фасады толстый слой штукатурки, традиционен характер лепнины. Иллюзию ра5рушает лишь портик, архитрав которого, вопреки законам классицизма, прорезан арками. Дом памятен тем, что он принадлежал декабристу В. Штейнгелю. К кругу московского ампира относится каменный особняк в Сивцевом Вражке (д. № 27), в котором жил революционер писатель-демократ А. И. Герцен. В оме открыт музей.

В Спасопесковском переулке сохранился построенный в 1820 году деревянный дом Щепочкиной на белокаменном фундаменте (№ 6). Его фасад украшен четырехколонным ионическим портиком, аркады обрамлены лепными розетками. Рядом — белокаменные ворота середины

XVIII века в стиле барокко. Над ними возвышается скромная пятиглавая церковь Спаса на Песках ( 1711 г. Трапезная, ажурная колокольня и ограда середины XIX в.). В ее ординарном облике В. Д. Поленов открыл задушевность и теплоту народного искусства и запечатлел в знаменитом полотне «Московский дворик».