Они имеют необычайно толстые стены, сводчатые помещения, заглубленные в землю, закрытые коваными железными решетками маленькие окна с характерными белокаменными наличниками, внутристенные лестницы. Вновь одевшись после растав- рации в утраченный праздничный наряд древние сооружения обрамляют вход в удивительный мир русской классической архитектуры.

Выше палат — что ни дом, то памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX веков. Старинная усадьба (д. № 5); построенный во 2-й половине XVIII века дом № 7; особняк, в основе которого палаты XVII века (д. № 10), значительно изменившийся в ходе многочисленных перестроек и утративший свою художественную выразительность.

Великолепный образец московского ампира представляет собой дом (№ 11), построенный в 1817—1822 годах для Лопухиных. Его автор — архитектор Афанасий Григорьев, бывший крепостной, один из крупнейших мастеров русского классицизма, чьи произведения отличались интимностью и лиричностью. Особняк выполнен из дерева и декорирован под камень. Главный фасад небольшого здания выходит прямо на улицу. Стройный шестиколонный ионический портик, многофигурный рельеф и скульптурные лепные вставки делают его нарядным. Хорошо сохранились парадные комнаты, прекрасная роспись потолков, имитирующая архитектурные мотивы. Ныне в здании — Музей Л. Н. Толстого. В его экспозиции и фондах хранятся все рукописи великого писателя, его личные вещи, прижизненные портреты и издания, фонозаписи голоса, иллюстрации к произведениям и другие реликвии.

Напротив (д. № 12) — бывшая городская усадьба Хрущевых- Селезневых — подлинный архитектурный шедевр, который ныне занимает музей А. С. Пушкина. Заново отстроенная, по-видимому, А. Григорьевым после пожара 1812 года, она по совершенству своей сложной и свободной гармонии не имеет аналогий в русской классической архитектуре прошлого века. Зодчий отказался от привычной парадной симметрии. В едином образе он объединил два совершенно разных «лица» главного дома: обращенный на улицу торжественно-парадный фасад с шестиколонным портиком и интимно-камерный, выходящий на Хрущевский переулок, с цоколем-террасой и портиком из восьми попарно сгруппированных колонн.