В застройке Арбата и прилегающих к нему переулков представлены почти все архитектурные направления рубежа XX в. Покрыт кружевом резьбы по дереву, демонстрируя русский стиль, дом А. Пороховщикова в Староконюшенном переулке (№ 36, построен в 1872 г. архитектором

А.     И. Гуном). Макет дома был отмечен премией на Всемирной выставке в Париже. Об экспансии архитектурной эклектики свидетельствует доходный дом (№ 5/14), расположенный в начале Староконюшенного переулка. Особняки на улице Луначарского (№ 4 16, 1905, арх. С. Кучинский), в переулке ,Н. А. Островского (JV« 10, 1900. арх. В. Валь- котт), в Кропоткинском (№ 13, 1901, арх. Ф. Шехтель) демонстрируют различные направления стиля модерн.

Примечателен дом (№ 4) в Плотниковом переулке, название которого напоминает о дворцовой Плотницкой слободе, находившейся здесь в XVII столетии. Он был построен в начале нашего века. Второй этаж опоясывает необычный скульптурный фриз. Среди портретных изображений — Пушкин и Гоголь. Особенно интересно изображение Льва Толстого — первый и единственный в дореволюционной Москве скульптурный портрет отлученного от церкви писателя. Имя создателя фриза неизвестно. Высказано предположение, что им мог быть архитектор Н. Жерехов, который проектировал дом.

Представлен на Арбате и конструктивизм (дома № 20, 46, угловой дом с магазином «Гастроном», возведенный по проекту арх. В. Мая- та в 1928 году). Чрезвычайный интерес представляет особняк в Кривоарбатском пер. (№ 10), построенный в 1927—1929 гг. арх. К. Мельниковым. Смелая и необычная форма здания в виде двух врезанных друг в друга бетонных цилиндров с оконными проемами заключает удобную квартиру в трех уровнях. Все в этом необычном доме удивительно: от конструкции до интерьеров и их освещения.

На Арбате можно увидеть и образцы архитектуры 30-х годов (д. № 45, арх. Л. Поляков) и послевоенную архитектуру (новое здание Театра им. Евг. Вахтангова). Заповедная улица завершается на Садовом кольце возле одного из семи высотных зданий, заложенных в день 800- летия столицы (1954 г., арх. В. Гельфрейх, М. Минкус).