Предназначавшийся для музея главный дом состоит из двух кирпичных объемов в два этажа. Третий этаж — деревянный, был восстановлен по субъективно выбранным аналогам. Крутой склон холма не позволяет увидеть с улицы подклет и большую часть первого этажа.

Широкая тяга с поребриком отделяет парадный, второй этаж. Его украшают спаренные колонны по углам южного фасада, характерные наличники окон с треугольными фронтонами. На восточном фасаде — балкон на консолях. Со стороны улицы нижний ярус выделяют квадры бриллиантового руста. Второй объем, примыкающий с запада, имеет светелку с шатровым верхом. Наибольший архитектурный интерес представляет перекрытый цилиндрическим сводом подклет, сложенный из белого камня. Он сохранился без изменений от первоначальной постройки. В палатах развернута экспозиция Государственного Исторического музея, знакомящая с бытом жителей древней Москвы, образцами народного искусства того времени.

Палаты «на нижних погребах» соседствуют с бывшим Знаменским монастырем, ансамбль которого сложился в 1675- 1684 годы. В него входят могучий пятикупольный собор с колокольней, Братский корпус и здания келий. Доминирует в ансамбле крупный объем собора, сложенного из кирпича в 1679- 1684 годах крепостными крестьянами из Костромы во главе с Федором Григорьевым и Григорием Анисимовым. При взгляде на монументальное сооружение с декоративными кокошниками, контрфорсы южного фасада, оставляющие несколько суровое впечатление, трудно предположить, что за ними скрывается интерьер в духе классицизма, поражающий светлой гармонией и изяществом.

Дерзкий взлет плавной дуги пандуса гостиницы отделил собор и приземистый Братский корпус от перестроенной в XVIII веке колокольни и келий, с одной стороны, и церкви Георгии на Псковской горке, с другой (д. № 12). Небольшая пятикупольная церковь кажется приземистой, т. к. ее высокий подклет скрыт крутым подъемом местности и почти не виден с улицы. Трапезная, северный придел и колокольня построены в прошлом веке, но включили фрагменты более ранних построек. Богатый наряд храма в виде профилированного карниза, пояса ширинок, характерных наличников окон и кокошников рельефно оттеняется ярко-красным фоном стен.