Каменный мавзолей, каким мы видим его сейчас, был создан в 1930 году. Вначале на этом месте была деревянная постройка, которую возвели по эскизному наброску архитектора А. Щусева всего за трое суток в январскую стужу 1924 года. Уже тогда она имела три объема: уступчатую центральную часть и две боковые пристройки, в которых находились вход и выход из мавзолея. Весной того же года первый мавзолей был заменен более монументальным из дубовых досок. Его боковые объемы были преобразованы в трибуны. Светло-коричневый цвет деревянной обшивки сочетался с деталями из черного дуба, коваными фигурными гвоздями и медным покрытием уступов. Уже в этих первых сооружениях Щусев наметил композиционное решение наиболее известного произведения советской архитектуры, закрепленное позже в камне.

Памятник Ленину не мог быть помпезным. «Прост, как правда», — передает Горький слова рабочего об Ильиче. И чти предельно точные слова послужили зодчему надежным компасом.

Архитектура мавзолея лишена украшений и подчеркнуто В поисках форм усыпальницы Щусев обратился к  здания-памятника в виде пирамиды. Но пошел зодчий своим путем не повторив ни один из известных памятников. А. Щусев придал мавзолею ступенчатый силуэт, который ассоциируется с уступами ярусов башен Кремля. Традицию он осмыслил по-современному и облек ее в предельно лаконичную архитектурную форму, утвердившуюся в 20-е годы. Виртуозно используя все богатство палитры архитектуры, он добился эпической силы, ясной простоты и монументальности художественного образа, блестяще выдержавшего проверку временем.

Пропорции мавзолея так совершенны, а связь всех частей настолько ограниченна, что он воспринимается, как монолит. На мощном основании поднимается ступенчатая пирамида, которую венчает массивная плита, покоящаяся на 36 колонках. Над торжественным порталом вхб- да — каменный блок черного цвета На его поверхности врезана надпись из красного полированного гранита: Ленин. По обеим сторонам входа — лестницы, ведущие на правительственную трибуну. При сохранении близкого к квадрату плана размер мавзолея увеличился, а внешние формы стали еще лаконичнее.