Изящный и нарядный монастырский храм — один из лучших памятников московского барокко, служил школьной и академической церковью. Воздвигнутый в XVII столетии, он дважды перестраивался. (Для того чтобы увидеть эти сооружения надо войти во двор дома № 7).

От Никольской улицы, кроме иконных лавок, монастырь раньше отделяли Святые ворота и двухэтажные флигели но сторонам. На их месте на рубеже нашего века возвели Торговый дом и новую надвратную колокольню (д. № 9).

В проезде Куйбышева, ведущем к одноименной улице, расположено крупномасштабное кирпичное сооружение — собор бывшего Богоявленского монастыря — яркий памятник московского барокко.

Один из старейших в Китай-городе. монастырь был основан в 1292 году московским князем Даниилом Александровичем. Первый каменный собор относится к XIV веку. После «великого разорения» города в смутное время был построен другой собор, а в 1693—1696 годах его сменил существующий ныне памятник. Он включил в свой состав фрагменты зданий более раннего времени. В середине следующего века к собору пристроили три придела и колокольню.

Рядом с громадой собора, даже лишенного верхнего восьмерика и главки, совсем небольшими кажутся Братские и Настоятельские кельи. Перестройка второй половины прошлого века придала им облик, стилизованный под барокко.

Собор имеет ярусное построение. На высоком арочном подклете поднимается кубический объем, а на нем — могучий нижний восьмерик. Но примыкающая трапезная и развитый алтарь лишают собор центричности. Даже среди памятников этого времени он выделяется богатством белокаменной резьбы, особенно рельефной на фоне кирпичной кладки. Наряду с ордерными формами зодчие оригинально использовали такие детали декора, как балясины и «разрезные» кронштейны, набрав из них фигурные тяги и карнизы.

Возвратившись на улицу 25-го Октября, мы увидим один из наиболее интересных историко-архитектурных памятников Москвы — Государев печатный двор, сыгравший огромную роль в истории отечественного просвещения. Территорию, которую он занимал, скрывает необычный фасад дома (№ 15), выполненный в начале прошлого века в духе «русской готики», хотя его композиционное построение типично для классицизма.