После того как Петр I расформировал стрелецкое войско и перенес столицу на берега Невы, слободской уклад быстро исчезает и становится особенно явным преобладание в Замоскворечье купечества, которое сюда вытеснялось из Великого посада еще ранее. Оно укореняет здесь свой образ жизни и характерный быт, столь живо и ярко воспроизведенный в пьесах великого уроженца Замоскворечья А. Н. Островского. Хотя строительный «бум» на рубеже нашего столетия коснулся открытой им «неведомой русской литературе страны», и в ней много примет нашего времени, все же современный облик замоскворецких улиц определяют, в основном, многочисленные церкви — памятники архитектуры и старые здания лавок, лабазов, приземистых жилых домов купечества, составляющие каменную летопись «мертвого царства» дореволюционной Москвы.

Нашу прогулку по Замоскворечью мы начнем на Берсеневской набережной Москвы-реки, откуда открывается великолепный вид на Кремль. Название набережной, по мнению некоторых ученых, происходит от слова «берсень» — крыжовник, который произрастал в этих местах в государевых садах. По другой версии, имя ей дала стоявшая у моста «Берсенева решетка» ночная застава), наблюдал за которой на рубеже XVI века боярин П. Берсень-Беклемишев.

На Берсеневской набережной Москвы-реки живописно раскинулась городская усадьба, когда-то принадлежавшая близкому к царю боярину — думному дьяку Аверкию Кириллову (д. № 20).

В уникальный ансамбль входят каменные хоромы и церковь Николы. Несмотря на асимметрию композиции, палаты лмеют трехчастную планировку, в основе которой лежит схема русского жилища — избы с горницей и клетью, между которыми располагаются сени. Богато декорированные пластичные боковые фасады несут отпечаток XVII столетия, а фасад, обращенный к Москве-реке, моложе почти на столетие и отличается особой декоративностью. Над широкой лестницей, ведущей к входу, нависает белокаменная арка-навес. Ее поддерживают фигурные консоли. Белокаменные наличники, сандрики и полукруглые фронтоны выделяют окна второго яруса. Венчающий ярус украшают изящно прорисованные волюты по сторонам, пучки пилястр и скульптурный рельеф, изображающий цветы и фрукты. Композиция фасада, который приписывается И. Зарудному, весьма напоминает первые триумфальные арки Москвы.