Доведя постепенно любезное наше отечество до цветущего состояния, в котором оное ныне находится. Наслаждаяся внутреннею тишиною, внешних врагов не имея. Эта преамбула «проекта в будущем» характеризует те изменения в жизни России, которые, по мысли «гражданина будущих времен», должны произойти для того, чтобы стало возможным издание манифеста. Черты новой, будущей России во всех пунктах отличаются от России XVIII века: науки, искусства и ремесла возведены до высочайшей степени совершенства ; человеческий разум «возносится везде к величию», не встречая препятствий  и не будучи скован заблуждениями; нет религиозных распрей, существует свобода вероисповедания ; законы основаны на разуме и науке (на неразумность существующих законов, путаницу в них, несоответствие основам естественного права Радищев указывал неоднократно); граждане равны перед властями, «равенству в имуществах» соответствует «ясность в положениях о приобретении и сохранении, имения», частная собственность неприкосновенна и «всеми свято почитаема» ; в этом государстве будущего царит внутренняя тишина  оно не имеет внешних врагов (а во время завершения и издания «Путешествия» Россия воевала с Турцией и Швецией, очень напряженными были отношения с Пруссией и т. д.).

Зверский обычай порабощать себе подобного человека и т. д. Автор «проекта» полагает, что крепостное право («рабство») не основано на законах, а является следствием «обычая». Подобные воззрения разделяли и многие декабристы. Так, например, в записке «О легкой возможности уничтожить существующий России торг людьми», поданной Александру I в 1823 году, В. И. Штейнгель писал: «Таковое право продавать людей никаким законом, положительно не утверждено; оно вкралось злоупотреблением и укоренилось временем. Законами, историею и государственным архивом подтверждаемая истина доказывает, что доныне существующая в России продажа людей, справедливое бесславие всей нации наносящая, никогда прямо не была дозволяема ее великими монархами и потому не может, по всей справедливости, почитаться законною» .

Словуты в коленах — прославлены в поколениях.