На отца своего взирали они с несвойственною им робостию и т. д. Юноши робеют и горюют, расставаясь с отцом, потому что искренне любят его, а не оттого, что чувствуют его власть. Таков итог воспитания, принципы которого излагаются далее.

Да познают человека из его деяний. Радищев считал, что нравственный облик человека раскрывается в его поступках.

Остаюся я на ниве моей и т. д. Отец остается, чтобы сыновья могли вернуться в родительский дом, когда им наскучит шум света или если они подвергнутся гонению.

Да будет соболезнуяй о них их сердце, да будет им творяй благостыню их рассудок — пусть соболезнует им их сердце и поможет рассудок.

Еже пребывати во внутренности душ ваших долженствует— которое должно пребывать в глубине д,уш ваших.,

Да отнесет сие души вашей зыбление совет мой во святая ее и т. д. Отец хочет, чтобы волнение расстающихся с ним детей, его советы и образ сохранились в глубине души сыновей и оберегали их от зла и печали. После эмоционального вступления отец вспоминает, как воспитывались сыновья, и излагает свои взгляды на воспитание, отношения между людьми и долг гражданина. Поучение отца сыну — популярный жанр литературы средних веков, когда авторитет отца считался всесильным. Наиболее яркие памятники: «Об управлении империей» византийского императора Константина Багрянородного (X век), поучение Владимира Мономаха (XII век), наставления сыну французского короля Людовика IX (XIII век) и др. В XVII веке письма-поучения писали и частные лица. Успехом пользовались опубликованные посмертно письма к сыну великого драматурга Ж. Расина, «Письма к дочери» французской писательницы М. де Севинье, опубликованные посмертно в 1726 году. Блестящим образом жанра в XVIII веке были письма к сыну видного английского государственного деятеля лорда Ф. Честерфильда, опубликованные после смерти и автора и адресата в 1774 году, несомненно известные Радищеву либо в оригинале, либо во французском или немецком переводах (другие произведения Честерфильда печатались в русских журналах 70— 80-х годов; отрывки из писем вошли в «Новый и полный письмовник», изданный П. Богдановичем в 1791 году). Ряд родительских поучений помещен в русских журналах.