Радищев в «Путешествии» выдвигает свою трактовку русского национального характера, причем предварительная формулировка, данная в «Софии», далее неоднократно конкретизируется и расширяется (особенно в главах «Зайцово», «Едрово», «Медное» и в «Слове о Ломоносове»).

Бурлак, идущий в кабак. многое может решить, доселе гадательное в истории российской. Вопрос о роли народа в истории также был предметом острейших социально-философских споров последней четверти XVIII в. В «Записках касательно российской истории», первоначально печатавшихся в «Собеседнике любителей российского слова» в 1783—1784 годах, Екатерина II доказывала, что решающую роль в истории России играли самодержцы— князья и цари, от которых зависело и будет зависеть благоденствие государства. Радищев тогда же написал оду «Вольность», в которой решающую роль отвел народу .

Отче все благий. Ты жизнь мне дал, тебе ее и возвращаю, на земли она стала уже бесполезна. Размышляя под унылый напев ямщика о сне и бодрствовании, о жизни и смерти, Путешественник высказывает характерную для просветительской философии XVIII в. мысль о праве на самоубийство человека, убедившегося в бесполезности своего существования. Радищев подробнее развивал этот тезис в «Житии Ушакова» .

Тосна — Тосненская слобода Софийского уезда, почтовая станция в 36 верстах от Софии.

Таковою ее почитали все ге, которые ездили по ней вслед государя. В 1787 г. Екатерина II совершила путешествие на Украину и в Крым. Одной из целей этой поездки было убедить в богатстве и могуществе России европейские государства, чтобы обеспечить их поддержку или нейтралитет во время предстоящей войны с Турцией (она началась в том же 1787 году). Поэтому императрицу сопровождали иностранные послы, польский король, австрийский император, которым усиленно демонстрировались процветание и благополучие городов и деревень, сила только что созданного черноморского флота и т. д. В связи с поездкой императрицы были приведены в порядок дороги.

Земля. сделала ее непроходимою.