Сумароков от этого предложения отказался и попутно выругал Княжнина за переведенную белым стихом трагедию Корнеля «Смерть Помпеева».

Перевод «Генриады», героической поэмы Вольтера, был осуществлен безрифменным («некраеславным») шестистопным ямбом Я. Б. Княжниным (1740—1791); вышел из печати в 1777 году.

«Вольность». Ода. О колебаниях Радищева, в каком виде включать «Вольность» в «Путешествие», см. дальше.

Но я очень помню, что в Наказе. сказано: «Вольно- стию называть должно то, что все одинаковым повинуются законам». То ли действительно цитируя екатерининский «Наказ» по памяти, то ли желая создать подобное впечатление относительно «новомодного стихотворца», Радищев скомбинировал приводимую цитату из двух разных параграфов «Наказа»: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам»; «Чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб боялися бы все одних законов» .

Брут — Марк Юний Брут (85—42 до н. э.), один из организаторов убийства Юлия Цезаря; в XVIII веке его имя былосимволом стойкого, несгибаемого республиканца, борца с деспотизмом, цареубийцы.

Телль Вильгельм — герой народного сказания, крестьянин, борец с австрийским владычеством в эпоху войны швейцарских патриотов за независимость в начале XIV века, убийца наместника-тирана; это убийство послужило сигналом к восстанию и свержению австрийского ига.

Стих «Во свет рабства тьму претвори». Он очень туг и труден на изречение ради частого повторения буквы Т и ради соития частого согласных букв. хотя иные почитали стих сей удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия. Разъясняя принципиальные основы своей поэтики, Радищев комментирует так называемый «трудный стих» — один из приемов звуковой и ритмической организации словесного материала в поэзии. Уже Феофан Прокопович, первый теоретик русского классицизма, разрабатывая проблему соответствия содержания и формы в поэзии, требовал, чтобы «внешность предмета нашла себе словесное выражение». Идея связи смысла, звука и ритма в теории классицизма развивалась в двух аспектах. С одной стороны, Ломоносов сделал попытку установить эмоционально-смысловое значение отдельных букв («Риторика» 1748 года) и на этой основе строил свои оды; затем на эту теорию опирались Петров и другие одописцы ломоносовской школы, причем они злоупотребляли звуком в ущерб смыслу, что вызвало решительный протест Сумарокова.