Таким способом и едет Путешественник Радищева. Подобный способ передвижения на лошадях, равно как и произвол станционных смотрителей, сохранялся еще в XX столетии . На некоторых станциях тракта Петербург — Москва были выстроены особые «императорские путевые дворцы», имелись специальные почтовые дворы с гостиницей — трактиром для проезжающих (такие дворы упоминаются в главах «София», «Тверь»). Однако во многих ямах станции располагались в обывательских домах и дворах. Все последующие главы «Путешествия» носят названия почтовых станций на дороге, в основном совпадающей с нынешним шоссе Ленинград — Москва.

София — уездный город в 22 верстах от Петербурга, заложен в 1785 году рядом с Царским селом; название получил от расположенного здесь собора святой Софии. (Ныне — часть города Пушкина.) До 1785 года дорога на Москву проходила севернее, через Ижору, где располагался первый от Петербурга почтовый стан.

Сбор сей хотя не законный, но охотно всякий его платит, дабы не ехать по указу. Изданными в 1782 году указами были регламентированы выдача подорожных, взимание и размеры сбора на устройство и содержание дорог и мостов, поверстных прогонов, определены порядок и очередность получения лошадей на станциях и т. п. На деле, однако, едущий «по указу» рядовой путешественник оказывался в полной зависимости от почтового комиссара и ямщиков, которые, в свою очередь, могли оказаться жертвой какой-нибудь чиновной особы.

Что за пропасть, я уже сказал, что нет лошадей. Я вознамерился узнатъ правду ли г. комиссар говорил. По закону все выданные проезжающим лошади (то есть находящиеся «в разгоне») должны были быть записаны в особую книгу. На практике это положение выполнялось чрезвычайно редко. В 1789—1790 годах на почтовой станции в Софии содержалось 45 лошадей, в Тосне —37, на следующих станциях — до 35. Ср. «Завидово», где вопреки закону и реальной возможности «превосходительству» требуется 50 лошадей.