«Всякая всячина» настаивала на том, что задачей сатиры является осмеяние общечеловеческих, вневременных «слабостей»; сатирические журналы требовали изображения конкретных социальных пороков современной русской действительности . Потерпев поражение в битве с сатириками в вопросе о задачах и методах сатиры в изображении современности, Екатерина и перевела спор на историческую почву, объявив главной задачей литературы изображение «древних российских добродетелей». Свою концепцию русской истории Екатерина впервые изложила на французском языке в сочинении «Антидот» (1770), а затем эти идеи были подхвачены в журнале «Барышек Всякия всячины» : «Кто может российские добродетели как народные, так и частные хотя только знатнейшие исчислити? Древние повести, крыющиеся теперь во книгохранилищах, когда будут тиснением во свет изданы, покажут нам довольное число оных. О! прехвальные добродетели предков наших, к вам я теперь речь свою простираю, явите себя миру; заткните уста поношающих вас и не ведущих  вас; прославьте потомков ваших и себя извне, внутри же подайте например домашний, сильнейший к подражанию, нежели все иностранные». Фальсифицируя историю, Екатерина II в числе главных «российских добродетелей», будто бы составлявших основу национального характера русского народа с древнейших времен до современности, называла «любовь и верность к государю и обществу», «образцовое послушание» и т. п. Иначе говоря, Екатерина в литературе противопоставила критическому отношению к настоящему идеализацию прошлого . В соответствии с этим императрица и сама занялась историей, обрабатывая ее под определенным углом зрения. Результатом этих занятий явился объемистый труд «Записки касательно российской истории», первые части которого печатались в 1783—1784 годах в журнале «Собеседник любителей российского слова». Спустя три года «Записки касательно российской истории» вышли отдельным изданием . Сама Екатерина в 1790 году очень четко сформулировала главную задачу, которой должны соответствовать исторические изыскания: «История или Записки российской истории. не могут иметь другого вида и цели, кроме прославления государства, и дабы служить потомству предметом соревнования и зерцалом. Всякое другое, менее блистательное направление, было бы вредно».