Известно вам. что мудрые правители нашего народа старалися положить предел сто главому сему злу. Здесь, очевидно, имеются в виду некоторые мероприятия Петра I и Екатерины II. Петр высказывался против торговли крепостными в розницу, пытался ограничить помещичий произвол в отношении браков крестьян, предписал отбирать имения у помещиков, злоупотреблявших крепостным правом, и т. д. По инициативе Екатерины Вольное экономическое общество в 1766 году объявило конкурс на тему: «Что полезнее для общества: чтобы крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение». В своем «Наказе» Комиссии по составлению нового Уложения Екатерина напоминала о законах Петра относительно помещиков, злоупотреблявших крепостным правом.

Державные предки наши. ухищрением помянутого в государстве чиносостояния подвигнуты стали на противные рассудку их и сердцу правила. В результате реформ Петра дворянство получило в наследственную собственность земли с приписанными к ним крестьянами, а затем и исключительное право владеть крепостными. При Екатерине, в связи с отменой обязательной службы дворян и другими привилегиями дворянству, крепостные потеряли все гражданские права и стали «в законе мертвы» .

Служители божества предвечного. старалися. доказать вам жестокость вашу, неправду и грех и т. д. Ничего подобного духовенство XVIII века помещикам не доказывало. Здесь автор «проекта» говорит опять-таки о будущем времени.

Но се несчастие смертного на земле: заблуждати среди света и не зрети того, что прямо взорам его предстоит. Это — повторение мысли Радищева, включенной в посвящение «А. М. К.»: «.бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».

В училищах, юным вам сущим, преподали вам основания права естественного и права гражданского и т. д. Юным вам сущим — когда вы были юными. В училища 80-х годов «основания права естественного и права гражданского» не преподавались (об этом и рассуждает семинарист в «Подберезье») и, говоря об обратном, Радищев еще раз подчеркивает, что в «проекте» речь идет о России будущей, существенно отличающейся от России екатерининского времени. О природном равенстве, о естественном и гражданском праве Радищев писал в главах «Любани», «Новгород», «Зайцово» и др.