Среда последних особое место занимает «Путешествие по Франции и Италии» (1766) английского писателя Т. Д. Смоллетта, который рассказывает о бесправии, угнетении и нищете французского народа, об успехах французской философии, показывает, что французский абсолютизм стоит на краю гибели. Огромным успехом в Европе и России пользовалось «Сентиментальное путешествие» (1768) Л. Стерна, которое отчасти было пародией на «Путешествие» Смоллетта. Стерн не принимает апологетики Разума, характерной для просветителей. Отказываясь от логически последовательного рассказа об увиденном, от изображения широкой панорамы действительности, Стерн сосредоточивает внимание на воспроизведении мимолетных индивидуальных переживаний, причуд, «заблуждений сердца», возникающих в связи с той или иной ситуацией. Некоторые исследователи усматривали связь между «Путешествием» Радищева и книгой Стерна, главным образом видя ее «в форме совершенной свободы и несвязанности в наполнении очередного текста» . Возражая против этого, Г. П. Макогоненко выдвинул мысль, что в «Путешествии» есть единый сюжет — превращение Путешественника под влиянием встреч и впечатлений из политического недоросля, сентиментального мечтателя в

революционера. Эта точка зрения вызвала возражения Д. Д. Благого, Н. И. Громова, Л. Б. Светлова, Л. И. Кулаковой, А. И. Старцева и др. Ошибочна, однако, и точка зрения, сводящая «Путешествие» к сумме не связанных между собой глав. В книге Радищева нет фабулы, условно скрепляющей главы, но она композиционно очень слаженна, очень продуманна, как слаженна и продуманна великая эпопея Н. А. Некрасова, который воспроизвел жизнь России, отправив крестьян искать, «кому живется весело, вольготно на Руси» .

„Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лаяй“. Ти- лемахида и т. д. Обло — круглое, толстое, тучное; лаяй — лающее. Эпиграф взят из XVIII песни поэмы В. К. Тре- диаковского (1703—1769) «Тилемахида» (1766) — стихотворной переделки романа французского писателя Ф. Фенелона «Приключения Телемака» (1699), задуманного автором как «урок царям».

Телемак, сын Одиссея, в течение многих лет повсюду ищет отца.