Либерализм усматривался и в том, что освобождение, по мысли автора проекта, должно было прийти «сверху», и в том, что предусматривалась именно постепенная ликвидация крепостного права. Достаточно, однако, сравнить проект «гражданина будущих времен» с декабристскими проектами освобождения крестьян, чтобы увидеть его прогрессивность. Согласно «Проекту Конституции» одного из руководителей Северного общества Н. М. Муравьева, в стране устанавливался конституционно-монархический строй; провозглашалась отмена крепостного права, но земля оставалась собственностью помещиков . Руководитель Южного общества П. И. Пестель в «Русской правде» предусматривал освобождение крестьян и наделение их землей. «Но поелику таковое важное предприятие требует зрелого обдумания и весьма большую в государстве произведет перемену, то и не может оное иначе к успешному окончанию приведено быть, как введением постепенным. О сем предмете должно Верховное правление потребовать проекты от грамотных дворянских собраний и по оным меропринятия распорядить». В освобождении же дворовых людей «Русская правда» предлагала два пути: освобождение за выкуп и «назначение числа годов, кои господину своему прослуживши дворовый человек делается вольным». Общество соединенных славян, стремясь к уничтожению крепостного права, ставило перед собой задачу «прежде всего. приготовить народ к новому образу гражданского существования и потом уже дать ему оный». «Народ не иначе может быть свободным, как сделавшись нравственным, просвещенным и промышленным» . Таким образом, следует признать справедливость оценки хотиловского проекта, которую дал Я. Л. Барсков: «В вопросе о крепостном праве Радищев стоит выше всех современных ему, а также и последующих писателей, выступавших до Герцена и Чернышевского; в этом вопросе он далеко опередил свое время» .

Я здесь покажу шествие его мыслей. Можно обнаружить известное сходство в формулировках некоторых пунктов следующего далее проекта «гражданина будущих времен» с сочинениями по крестьянскому вопросу разных авторов 60—80-х годов.