Рассудок скажет: собственное благо; сердце скажет: собственное благо; не растленный закон гражданский скажет собственное благо. Эта фраза — ответ монарха (от лица которого пишет свой «проект» «гражданин будущих времен») на вопрос, поставленный теорией «гражданского договора»: во имя чего люди «положили предел» свободе в естественном состоянии и вступили в гражданское общество. Как указал А. И. Старцев , ответ вымышленного монарха сформулирован почти в тех же словах, что и ответ- на аналогичный вопрос судьи-просветителя Крестьянина в главе «Зайцово»: «Для своея пользы, скажет рассудок; для своея пользы, скажет внутреннее чувствование; для своея пользы, скажет мудрое законоположение».

Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее? и т. Д. Здесь и далее устами «гражданина будущих времен» Радищев выдвигает революционное требование: земля должна быть собственностью тех, кто ее обрабатывает,

то есть крестьян. При этом, помимо социальных и этических аргументов, Радищев говорит об экономической невыгодности крепостного труда для общества («избытка своего делатель обществу не отдаст, не имея нужного»). Анализируя главу «Хотилов», Г. А. Гуковский писал: «Радищев поставил с полной отчетливостью вопрос о социальном характере самого освобождения крестьян, к которому он стремился. Вопрос о земле, о том, кому должна принадлежать земля — крестьянину или помещику, еще долго после Радищева вызывал дискуссии. Еще у декабристов мы встретим взгляд о желательности освобождения крестьян без земли, т. е. с сохранением экономической власти помещиков. Решение вопроса о земле вплоть до середины XIX века, да и позднее, было одним из показателей революционного характера мировоззрения того или иного социального мыслителя. Радищев опередил свое время, разрешив этот кардинальный вопрос наиболее революционно, стремясь к полному устранению преобладания дворянства, становясь на крестьянскую точку зрения. Он требовал освобождения крестьян с передачей им всей земли» .

Блаженно государство, говорят, если в нем царствует тишина и устройство. См. примеч. к главе «Яжелбицы».

Воззрим на предлежащую взорам нашим долину.