«Наместник начальствовал в виде царя, — свидетельствует современник, — великолепие его дома, адъютанты, почетные дворяне, богатая прислуга давала некоторое понятие о столице, дворе» .

На пышных карточных престолах  

Сидят мишурные цари,— писал в оде «На счастие» Г. Р. Державин и разъяснял: «Тут разумеются наместники, которых все почести хотя зависели от мановения императрицы, но они чрезвычайно дурачились, представляя ее лицо, сидя великолепно на тронах.» .

Человек родится в мир равен во всем другому и т. д« Крестьянкин излагает в своей речи основы теории «естественного права», более подробно обосновывая те положения, о которых размышлял Путешественник в «Любанях» .

Становится послушен велениям себе подобного, словом становится гражданином. Речь идет об узловом моменте теории «общественного договора» — переходе человека от естественного состояния к гражданскому. «Что означает здесь «подобного»: властителя-монарха или. суверена- народ? Скорее — последнего, чем первого», — справедливо писал Я. Л. Барсков , указывая на развитие этого пункта Радищевым в главе «Хотилов», где писатель следует «Общественному договору» Руссо: люди «положили свободе своей предел и должны быть равны в ограничении оной. и тут один другому неподвластен» и т. д. Развитие той же мысли — в оде «Вольность» .

Какия же ради вины — ради какой причины, по какой причине.

Для своея пользы, скажет рассудок; для своея пользы, скажет внутреннее чувствование; для своея пользы, скажет мудрое законоположение. Против этих слов на полях цензурной рукописи карандашом написано: «Городовое положение». Радищев устами своего героя излагает просветительскую концепцию «общественного договора», согласно которой люди вступали в гражданские отношения, образуя первые общества, ради своей пользы. Концепцию «пользы» в разных направлениях развивали Локк, Юм, Гельвеций, Блэкстон, Юсти и др. «Все рожденные равными и свободными, если отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы» .