Тем самым на издание собрания сочинений Вольтера на русском языке был фактически наложен запрет, хотя

французское издание свободно доставлялось через границу.

Неистовые! Вы стяжаете превратностию дать истине опору — вы стараетесь дать истине опору ее противоположностью (т. е. ложью).

Какая в .том вам польза боротися самим с собою и исторгать шуйцею, что десницею насадили? Обращаясь к современным правительствам, Радищев спрашивает, какую пользу им принесет поддержка взаимоисключающих явлений: с одной стороны, в XVIII веке развивается просвещение, открываются вольные типографии и школы и т. п., с другой — поддерживается цензура, сеющая невежество и предрассудки.

Почувствуйте на себе оковы, если не всегда оковы священного суеверия, то суеверия политического, не столь хотя смешного, но столь же пагубного. Разумея здесь, как и в других местах, под «священным суеверием» религию, под «суеверием политическим» Радищев имеет в виду монархию, деспотизм, самодержавие. Прямо связывая вопрос о свободе слова с проблемами политическими, писатель в ходе дальнейшего повествования показывает, что цензура особенно свирепствует в абсолютных монархиях (Франция, Англия, Испания). «Просвещенные» государи способны лишь отчасти и ненадолго ослабить цензурный гнет, но отнюдь не уничтожить цензуру (Дания, Пруссия, Австрия). И только в странах, в которых революционным путем установился республиканский или конституционномонархический строй, цензура уничтожена (Англия, Америка). Неясно, как будет с цензурой во Франции, где только что началась революция.

Священный Тиверий — то есть церковник — злодей, убийца и тиран (в рукописных редакциях вместо имени римского императора Тиверия стояло «Нерон»).

Александр VI Борджиа (1431—1503) был римским папой в 1492—1503 годах. Прославился своей жестокостью, вероломством и развратом. Следующая далее дата «1507» является результатом ошибки переписчика: цитируемая Радищевым булла (т. е. грамота, декрет папы) относится к 1501 году.