Отбросив обвинение в убийстве (за которое Андреев и был приговорен к каторге), писатель сделал «несчастного» не случайной жертвой неправильно проведенного следствия и последовавшей за этим судебной ошибки, а типическим образом жертвы системы беззакония и неправосудия.

Возможно ли. чтобы в толь мягкосердое правление, каково ныне у нас, толикие производилися жестокости? «Самовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами, в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям бывает причиною», — писала Екатерина II в одном из первых манифестов, 7 июля 1762 года. Через год четверо убийц, приговоренных к казни, были помилованы указом, в котором говорилось, что, руководствуясь своим «природным мягкосердием и человеколюбие», государыня решила удержать «законами поднятый правосудный меч». О своем мягкосердии и человеколюбии Екатерина говорила и писала, постоянно, включая распоряжения по делу Е. И. Пугачева: «Пожалуй, помогайте всем внушить умеренность как в числе, так и в казни преступников. Противное человеколюбию моему прискорбно будет», — писала она главнокомандующему Москвы князю М. Н. Волконскому во время суда над Пугачевым . «Милосердное матерьнее сердце» Екатерины славили и придворные, и европейские просветители, и русские поэты. Путешественник и повторяет эту расхожую формулу, подготавливая основной радищевский вывод из следующей части главы: не личные качества «мягкосердого» монарха (какой изображен в «сне») определяют характер «правления», а сама система самодержавия порождает всеобщее беззаконие, насилие и жестокость.

Я размышлял, каким бы образом могло сие происшествие достигнуть до слуха верховныя власти. Ибо справедливо думал, что в самодержавном правлении она одна в отношениях других может быть беспристрастна. И эта мысль повторяет утверждения Екатерины II .

Я напишу жалобницу в высшее правительство и т. д.

Путешественник хочет написать жалобу в Сенат, но боится, что ее не примут, так как у него нет «верющего письма» — доверенности на ведение дела.