Обоснование мысли о неизбежности взрыва и теория народной революции содержатся в оде «Вольность»; сама же ода включена в текст как иллюстрация к рассуждениям об истории новой русской поэзии и состоянии стихосложения, которые крайне резко и заостренно развивает встреченный Путешественником «новомодный стихотворец».

Ломоносов, уразумев смешное в польском одеянии наших стихов, снял с них несродное им полукафтанье и т. д. В первой трети XVIII века в русской поэзии господствовала силлабическая система стихосложения, основанная на том, что в каждом стихе было определенное число слогов, ударения же располагались как попало, за исключением одного — на рифме. Чаще всего фиксированное ударение приходилось на второй от конца слог (так называемая «женская рифма»), гораздо реже — на последний слог («мужская»), совсем редко — на третий от конца («дактилическая»). По представлениям теоретиков XVIII века, силлабическая система была заимствована русскими поэтами из польского стихосложения. В 1735 году Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1769) положил начало реформе русского стихосложения, предложив ввести понятие «стопы» — сочетания двух слогов, ударного и неударного. Из повторения подобных стоп получался новый стихотворный размер «хорей» («трохей»), который Тредиаковский считал наиболее пригодным для русского языка. Из повторения стоп с обратным расположением слогов — сначала безударного, потом ударного — получался ямб, сферу применения которого Тредиаковский резко ограничивал. Кроме того, он предлагал при помощи новой системы, названной им «тонической» (теперь она именуется силлабо-тонической), писать только длинные, многосложные стихи, в коротких же сохранить силлабический принцип (теория Тредиаковского изложена в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»). В 1739 году Михайло Васильевич Ломоносов (1711—1765) прислал из-за границы в Академию наук «Письмо о правилах российского стихотворства». Резко критикуя теорию Тредиаковского за ограниченность, Ломоносов предлагал вообще отказаться от силлабики и распространить силлабо- тонический принцип на всю поэзию. Связав отдельные размеры с эмоциональным воздействием, Ломоносов утверждал, что ямб соответствует мыслям «высокого» содержания, а хорей — «нежного».