Разделяя народные песни на плясовые и протяжные, Львов пишет: «Плясовые песни у нас по большей части веселого содержания, в тоне Magiore (мажорном. — Авт.) и поются скоро. Протяжные же почти все в Minore (минорном.— Авт.) и поются тихо или умеренно» (О русском народйом пении. Предисловие к книге «Собрание народных русских песен с их голосами». ).

В них найдешь образование души нашего народа. О минорных протяжных старинных русских песнях как о «характеристическом народном пении» писал и Н. А. Львов . Рассматривая фольклор как выражение национального характера, и Радищев, и Львов исходили из идей немецкого просветителя, собирателя народных песен И. Г. Гердера, внесшего в понимание культуры историческую точку зрения. Согласно Гердеру, различные народы имеют свой, неповторимый и своеобразный идеал, обусловленный природой, климатом, историей, особым психологическим складом той или другой национальности; наконец, искусство разных эпох—порождение определенных общественных и культурно-исторических условий.

Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Сварливый — здесь склонный к спорам, дракам. В 80-х годах вопрос о русском национальном характере стоял очень остро. В 1783 году на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова» на вопрос Д. И. Фонвизина: «В чем состоит наш национальный характер?» — Екатерина II ответила: «В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добро

детелей, от творца человеку данных» (т. е. в религиозно- сти). Продиктованная с высоты престола точка зрения на русский характер не удовлетворила ни реакционное дворянство, ни прогрессивные круги общества. Князь М. М. Щербатов, представитель реакционно настроенной аристократии, иронически напомнил о Крестьянской войне 1773—1775 годов. Выдающийся драматург Я. Б. Княжнин в конце того же года написал трагедию «Росслав», первое представление которой 8 февраля 1784 года ознаменовалось необычайным успехом. Главный герой трагедии полководец Росслав явился воплощением лучших черт национального характера, среди которых Княжнин на первый план выдвинул мужество, патриотизм, тираноборческую настроенность, независимость, включающую в себя право не подчиняться государю.