Ряд пунктов обвинительной речи народа, обращенной в «Вольности» к монарху, перекликается с обвинительным актом, предъявленным Карлу 20 января 1649 года. Следует отметить также, что в 15-й строфе (16-я полного текста) народ обращается к царю с теми же обвинениями, какие в Псалтири предъявляет земным владыкам бог (псалом 81). При этом, однако, радищевские стихи стилистически и лексически близки не столько к формулировкам самой Псалтири, сколько к преложению

Народ в «Вольности» выступает как истинный бог, верховный судия, и это не случайно. В 18-й строфе (19-я полного текста) народ, обращаясь к царю, обвиняет его за то, что он «Возмнил, что ты господь, не я», и за то, что царь «Взывать стал не ко (Сше, но к богу».

Покрыл я море кораблями и т. д. В 16—17-й строфах (17—18-я полного текста) народ выступает как творец всех материальных благ, существующих на земле, и как единственный источник силы и могущества.

На что же, скажи, их не достало, Что рубище с меня сорвал? и т. д. — На что же тебе не достало тех сокровищ (которые я достаю «кровавым потом»), что отбираешь у меня последние нищенские крохи? На то, чтобы одаривать льстивого любимца, бесстыдных фавориток!

В  знак изобретенный — орден.

Принужденные полки в защиту и т. д. Ведешь ли собранные полки на бой во имя гуманности? Нет, кровавые битвы нужны тебе для удовлетворения пустого честолюбия, чтобы слава достигла отдаленных стран.

Великий муж, коварства полный, и т. д. Строфа 22 (23-я полного текста) посвящена всесторонней оценке Оливера Кромвеля (1599—1658), выдающегося деятеля английской революции XVII века. Ревностный пуританин , Кромвель обратил на себя внимание резкими выступлениями против католической церкви. Талантливый военачальник, он в ходе революции выступал за демократизацию парламента и армии, однако после победы в 1-й гражданской войне и пленения короля вел очень изворотливую и двуличную политику. После победы

во 2-й гражданской войне и казни Карла I Кромвель становится главнокомандующим, а затем лордом-протектором, диктатором Англии.