Наконец в некоторых случаях, по-видимому, Радищеву казалось, что мысль выражена не вполне удачно или слишком длинно (так, двадцать стихов 42-й и 43-й строф писатель заменил одной фразой, сформулированной предельно кратко и афористически четко: «Таков есть закон природы: из мучительности рождается вольность, из вольности рабство»). В конечном счете Радищев принял решение 13 строф (не считая первой) привести полностью, 14 пересказать с включением отдельных строк или отрывков, 22 изложить в более или менее общем виде.

Я в свет исшедший и ты со мною. Речь идет о человеке в «естественном состоянии» .

Но что же претит моей свободе и т. д. В 3—6-й строфах речь идет о добровольном ограничении людьми своих ничем не ограниченных желаний при объединении на началах «общественного договора» для пользы каждого и для общей пользы , возникновении закона, равно справедливого по отношению к каждому члену гражданского общества.

Крин— лилия, в литературе — символ чистоты и невинности.

Олива — маслина, символ мира.

 Мрамор, добываемый на острове Парос (Греция), славился белизной.

Безжалостно и хладнонравно, Глухое божество — закон, не знающий снисхождения из личных симпатий, равно беспристрастный ко всем и не прислушивающийся ни к кому из отдельных лиц.

Гнушаясь жертвенныя тли — т. е. тленных, презренных подношений (презирая подкуп).

Равно делит и мзду и казни. Мзда — здесь: воздаяние, награда.

Чудовище ужасно — религия.

Священное суеверие — религия.

Власть называет оное изветом божества — власть называет религию законом, данным (сообщенным) богом.

Суеверие священное и политическое, подкрепляя друг друга, союзно общество гнетут. Утверждая, что религия и самодержавие («политическое суеверие») угнетают общество совместно («союзно»), взаимно поддерживая друг друга, Радищев расходится с Руссо, который считал, что церковь и светская власть борются между собой.