Виргилий — Публий Виргилий Марон (70—19до н.э.), Гораций— Квинт Гораций Флакк (65—8 до н. э.)—древнеримские поэты; Тит Ливий (59 до н. э.—17 н. э.), Корнелий Тацит (ок. 55—120)—древнеримские историки. Сочинения этих авторов составляли основу так называемого «классического образования» не только в средние века, йо и в духовных училищах XVIII—XIX веков, так же как и в европейских и русских светских училищах и университетах (в Пажеском корпусе и Лейпцигском университете изучал сочинения этих писателей и Радищев),

Метафизика (по-гречески значит «то, что следует после физики»)—особая часть философии, изучавшая те «пер воосновы» всего существующего, которые выходят за пределы опыта, «физики» (бог, душа и т. п.).

Ифика — устаревшее наименование этики.

По словам Кутейника в «Недоросле». возвратимся вспять. Кутейник — насмешливое прозвище церковников (кутья — каша с медом или изюмом, употребляемая при некоторых церковных обрядах). Радищев имеет в виду слова недоучившегося семинариста Кутейкина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» , которой рассказывает о том, как он учился в «семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нея об чувольнении».

Аристотель и схоластика доныне царствуют в семинариях. На логику и диалектику великого древнегреческого ученого Аристотеля (384—322 до н. э.) опиралась средневековая схоластика — догматическая философия, в основе

которой лежало христианское церковное учение; философия Аристотеля истолковывалась и приспосабливалась к церковным догмам, причем преимущественное внимание уделялось ее формально-логической стороне. Для схоластики были характерны абстрактность, оторванность от жизни и практики, начетничество, формально-логическое беспредметное мудрствование. Засилье латыни и схоластики, формализм и устарелость методов обучения в русских семинариях 80—90-х годов (о чем говорит семинарист у Радищева) констатировали даже сами церковные деятели, например, глава Святейшего Синода митрополит санктпетербургский Гавриил Петров, митрополит московский Платон Левшин, позднее Евгений Болховитинов и другие, которые представляли проекты реорганизации духовных учебных заведений.